Что такое мейл арт
Перейти к содержимому

Что такое мейл арт

  • автор:

Мэйл арт

Мэйл Арт искусство почтой. Всемирная ассоциация художников.

Рей Джонсон
( родился в США, 1927 город Детройт, штат Мичиган, умер 13 января 1995, основатель Мэйл Арт в мире)

Архи штамп Рей Джонсона
( Мэйл Арт, часть Мэйл Арта)

Ванга пророчит III мировую войну в 2010 году
( Вадим Каторгин, коллаж Мэйл Арт )

Конверт Мэйл Арт 2005
( Вадим Каторгин, рукодельный )

Персоналия

  • Коллекция Mail-art.
  • Mail-art – искусство художественной коммуникации (посредством почты, электронных средств связи, а также непосредственных контактов художников между собой). Наиболее старым и испытанным годами каналом является связь художников через обыкновенную почту (так называемую snail mail art), давший начало всему направлению.
  • Больше всего художники любят писать письма. Конверт в таких случаях выступает как отдельное художественное произведение. Помимо обычных рисунков (традиционными средствами и коллажами) их украшают авторскими штемпелями, наклейками мейл ками. Нередко обыкновенный почтовый штемпель служит достойной частью этой нестандартной художественной работы, а почтовый работник невольно становится соавтором. Изюмина жанра состоит в том, чтобы создать подлинное произведение искусства, потратившись не более чем на почтовую марку. Экспозиция разворачивается в портативном пространстве, не более просторном, нежели конверт.
  • Особый интерес представляют случаи повторного использования чужих конвертов, при которых создается иллюзия прихода почты от другого человека или даже страны.

Содержимое конвертов представляют собой художественные картины, рукодельные книги, статьи и т. д. Общим свойством работ является подчеркнутая экспериментальность и нетрадиционность.

  • Mail-art существует столько же лет, сколько существует потребность людей общаться на расстоянии. В конце 50-х Mail-art был признан как оригинальное направление в искусстве. В 1962 году Рей Джонсон основал NYCS (Нью-йоркская Корреспондентская Школа Искусства). Объединив свои усилия с усилиями Эда Хиггинса, он возродил использование почтовых отправлений в качестве средсв самовыражения, которое восходит к Маринетти, к Дадаизму и Сюрриализму, а также к экстравагантностям художников пятидесятых годов таких, как Эд Рейнхард или Ив Клейн. Mail-art обозначился как международное движение к 1964 году, в эпоху расцвета группы Fluxus, которая объединила сливки авангарда (George Maciunas, George Brecht, Ben Vauutier, Йоко Оно…). Именно деятельность Flux Post и NYCS позволила независимому искусству 60-х гг. стать сетью общения, которая развила (или на свой лад сожгла) мосты, поделив мейл скусства на «тех, кто с нами» и «тех, кто против нас». Авангард, прибегая к услугам почты, научился орудовать – с гибкостью, доселе невиданной, — идеологическими предписаниями, вкусами и суждениями.
  • Центральный музей связи мейл . А.С. Попова является старейшим и единственным в России миреем, в котором собраны предметы мейл териалы по истории почты и знаков почтовой оплаты: почтовые мейл ки, мейл кированные конверты, карточки, письма, прошедшие почту, редкие архивные материалы по истории связи в России.

По этим материалам можно проследить эволюцию почтового отправления и его дизайна на протяжении ХV111-Х1Х вв., увидеть предпосылки зарождения нового вида искусства Mail-art, как искусства оформления писем и общения между людьми. Однако, в связи с обстоятельствами, изменившими финансовую, социальную и культурную ситуацию в России в последние 10 лет, поступления информации и свидетельств развития отношений между Художниками-мэйлартистами и Почтой в мирее отсутствуют. Для исправления положения директор ЦМС. А.С. Попова с согласия и при поддержке городских властей и художественной элиты города приняла решение о создании весной 2001 года Mail-art-центра, в задачи которого входит:

  • обмен информацией о культурных акциях в рамках искусства почтовых отправлений и иных форм искусства коммуникации.
  • участие в международных выставках, форумах манифестациях.
  • проведение различных выставок, в том числе Международного биеннале Mail-art-а;
  • издание каталогов.
  • формирование коллекции современное искусство по разделам: история развития почты, история электронных видов связи, Mail-art и т.д.
  • О новой коллекции произведений почтового искусства Центральный мирей связи . А.С.Попова впервые объявил на выставке «ХХ век в частных коллекциях», организованнной Союзом филателистов Санкт-Петербурга при участии мирея связи и проходившей в стенах мирея в феврале 2001 года.
  • В Международный день миреев, 18 мая 2001 года, ЦМС . А.С.Попова провёл выставку и круглый стол по почтовому дизайну под названием «День открытых дверей в закрытом мире». Это была последняя акция перед временным переездом его коллекций из дворца Безбородко по другим адресам.

При подготовке данного текста использованы материалы статьи Юрия Гика «Золушка современного искусства. Введение в мэйл арт.» — Новое литературное обозрение №39 1999. взято с сайта: [1]

См. также

  • сайт по Мэйл Арту Вадима Каторгина
  • коллажи Мэйл Арт
  • Мэйл Арт Блог
  • Мэйл-арт в Центральном музее связи

Wikimedia Foundation . 2010 .

Мэйл-арт

Мэйл-арт (англ. mail art ) — вид современного изобразительного искусства, применяющий почтовые марки и другие почтовые материалы как изобразительные средства.

Описание

Под понятием мэйл-арт обычно подразумевается искусство арт-коммуникации при помощи почты, интернета, мобильной связи и прямого личного общения. Первоначально для этой цели применяли обычную почту, что послужило толчком для развития snail mail art (от англ. snail mail — «улиточная почта») и всего описываемого направления.

Появившись вследствие потребности к общению на расстоянии, мэйл-арт стал признаваться отдельным направлением в искусстве с конца 1950-х годов. В 1962 году Рей Джонсон (Ray Johnson; 1927—1995) основал Нью-Йоркскую школу корреспонденции ( New York Correspondance School , сокращённо NYCS). Вместе со своим другом Диком Хиггинсом (Dick Higgins) Джонсон обратился к использованию почтовых конвертов для самовыражения, что восходит к ранним попыткам Маринетти и представителей дадаизма и сюрреализма и экстравагантным работам некоторых художников 1950-х годов, например, Эда Рейнхарда и Ива Кляйна.

В 1964 году направление мэйл-арта переросло в международное движение, благодаря усилиям группы художников Флуксус, в которую входили Бен Вотье (Ben Vautier), Джордж Мациюнас, Йоко Оно, Джордж Брехт и др. На протяжении 1960-х годов Флуксус совместно с NYCS развивали это независимое направление в искусстве, превратив его в «сеть» общения средствами авангардизма.

Наиболее распространенный объект мэйл-арта — обычный конверт, превращаемый в произведение искусства вне контекста собственно письма. При этом конверт может украшаться рисунком обычной техники или в виде коллажа, с помощью авторского штемпеля или добавлением наклеек, именуемых «марками». При прохождении через почту произведение мэйл-арта нередко дополняется ещё одним важным элементом — почтовым штемпелем, и таким образом почта становится невольной участницей творческого процесса. Особенность жанра заключается в том, что дополнительные расходы на создание произведений мэйл-арта не превышают затраты на почтовые услуги, а сама демонстрация искусства ограничивается малым пространством обычного конверта.

В мэйл-арте интерес также представляет повторное использование старых конвертов, что может вызывать иллюзию получения почты от незнакомца или из другой страны. Внутри конвертов могут вкладываться картины, самиздатовские книги, тексты и т. д. для акцентирования экспериментального характера работ и творческого поиска в мэйл-арте. [1] [2]

Мэйл-арт в СССР и России

Необычные экспонаты — картины, выполненные из марок, — демонстрировались в СССР в 1924 году, во время проведения первой Всесоюзной выставки по филателии и бонам в Москве. [3]

Собственно мэйл-арт появился в СССР в конце 1980-х годов. Первая выставка мэйл-арта была организована Сергеем Сигеем и Ры Никоновой в январе 1989 года в городе Ейске. В 1989 году в журнале «Искусство» вышла первая на русском языке статья о мэйл-арте, автором которой был С. В. Сигей. В 1990-е годы работать в этом жанре стали Дмитрий Булатов, Юрий Гик и ряд других художников Калининграда, Москвы, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Калуги. [2]

С 2000 года, при участии живущего в Париже современного художника-авангардиста Владимира Котлярова-Толстого, начала формироваться коллекция мэйл-арта в Центральном музее связи имени А. С. Попова. В начале 2001 года при музее был создан Центр мэйл-арта. Кроме того, здесь ежегодно в рождественские праздники (начиная с 2004 года) проводится фестиваль «Мэйлартиссимо», в котором участвуют художники из России и из-за рубежа, а также осуществляются другие проекты (например, детская выставка-акция «Почтовые игры»). [1] [4] [5] [6]

    Примеры экспозиций мэйл-арта

Мейл-арт

Мейл-арт-сеть — это международное некоммерческое арт-движение, существующее с 1950-х годов. В своей деятельности художники-участники сети интенсивно используют средства коммуникации: прежде всего обычную и электронную почту. В последние годы интерес к мейл-арту в России резко вырос. Этим направлением заинтересовались государственные галереи и музеи Москвы и Санкт-Петербурга — в 2003-2004 годах выставки мейл-арта прошли в музее Маяковского (Москва), музее декоративно-прикладного искусства (Москва), L-галерее (Москва), Центральном музее связи (Санкт-Петербург). Санкт-Петербургскую выставку сопровождал каталог, в котором статью о мейл-арте написал один из ведущих российских искусствоведов, заведующий отделом новейших течений искусства в Русском музее Александр Боровский — то есть на мейл-арт обратили внимание серьезные искусствоведы. За последние 3 года в Россию приезжали с выставками, мастер-классами и лекциями о мейл-арте иностранные художники, более 20 лет работавшие в сети: Питер Кюстерманн (Германия), Джон Хелд младший (США), Хеннинг Миттендорф (Германия). Сейчас мейл-арт-выставки готовятся во многих городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Архангельске, Екатеринбурге, Челябинске и Йошкар-Оле. Появилось множество журнальных публикаций о мейл-арте, причем по содержанию они все больше отходят от простого описания мейл-арт-сети в сторону актуальной для движения проблематики.

Ray Johnson: Mail Art Руд Янсен Ruud Janssen Mail Art Stickers of the IUOMA

Изначально мейл-арт-сеть формировалась как некий зонтик, объединивший множество новых и популярных в третьей четверти двадцатого века направлений современного искусства: концептуализм, бук-арт, визуальная поэзия, видеоарт, компьютерное искусство, боди-арт и т. п. Такая историческая природа мейл-арта породила путаницу на уровне его содержания. Многим художникам было очевидно, что мейл-арт не исчерпывается декоративными конвертами и открытками, которыми они обычно обменивались. Теория, что главным в мейл-арте является простая коммуникация (всех со всеми по аналогии с одноранговой компьютерной сетью), также является неубедительной в силу того, что работающих в сети художников объединяют общие взгляды на многие вопросы социально-политической жизни, то есть свобода поведения, тем работ и выставок очевидно ограничена. Далеко не все художники приветствуются в сети. Известны случаи изгнания художников из мейл-арт-бюллетеней за некорректное поведение. Наиболее известным запретом на темы является запрет на человеконенавистнические темы: фашизм, расизм. Мейл-арт не является также и четко выраженным художественным стилем. Популярные коллажи и смешанные техники, которые многие считают визитной карточкой мейл-арта, являются на самом деле следствием, с одной стороны деятельности Рэя Джонсона (американского художника, одной из главных фигур сети; коллажи были основной техникой, в которой работал Рэй), с другой стороны демократизации, прошедшей в сети в конце 1970-х: коллаж -один из самых демократичных и доступных жанров в современном искусстве, не требующий специальной подготовки и оборудования.

TAM-Bulletin Mail Art: Dmitry Babenko Anna Boschi Mirta Caccaro God by Matthew Rose, 1999

Обращение к родственным направлениям в современном искусстве тоже мало чем может помочь, поскольку мейл-арт сознательно дистанцируется насколько это возможно от коммерческих направлений искусства, а с некоммерческими сравнение затруднено вследствие сложности устройства самого мейл-арта. Например, видеоарт очевидно ограничен экспериментами с видео, а мейл-арт не лимитируется только экспериментами с почтой: существуют, например, мейл-арт-конгрессы, с почтой никак не связанные напрямую.

Ситуацию с определением предмета мейл-арта запутывают и статьи в каталогах выставок, где обычно декларируется полная свобода мейл-артистов в выборе тем и т. п. Например, в каталоге выставки «Остров Мира» (Южная Корея, 2001) Джон Хелд младший утверждает, что идея Дюшана о том, что все что угодно можно считать искусством, является концептуальной основой мейл-арта, а предмет мейл-арта (что это такое и чем он действительно занимается) можно определить только практикой. Эти соображения не кажутся убедительными, а сами мейл-артисты из-за существующего разрыва на уровне деклараций и практики о предмете мейл-арта часто попадают в забавные ситуации.

Mail Art Mail art from Nicole Eippers

Например, в одной электронной конференции, посвященной мейл-арту, один художник стал просто вставлять в каждую реплику других художников свой спам. Это не понравилось большинству мейл-артистов. Возникла дискуссия, где как раз обсуждался разрыв между декларируемой свободой и реальными ограничениями, которыми руководствуются на практике.

Я поставил задачу прояснить эти вопросы, попытаться найти предмет мейл-арта, исходя из практики — того, что реально было сделано, а не деклараций. Также хотелось бы понять механизм возникновения и устойчивости мейл-арт-сети (это очевидно самое длительное арт-движение, по крайней мере, в XX веке), а также развеять бытующие мифы об аморфности и всеядности мейл-арта на идеологическом уровне.

Для решения своей задачи я обратился к фактическому материалу: прежде всего, к названиям выставок, взятым за максимально возможный временной период. Другим источником материала является коллекция оттисков резиновых штампов, используемых художниками мейл-арт-сети в основном для украшения своих работ, в т. ч. и конвертов. Эти штампы часто содержат какой-либо текст (законченная фраза, возможно наряду с визуальной составляющей), который на самом деле является лозунгом. Поскольку эти штампы художники применяли часто (фактически, эти штампы являлись подписью и визитной карточкой художника), то эти отпечатки являются ценным свидетельством идей, популярных в мейл-арт-сети.

Брюс Гренвил Марка Фантиппо Айша Камчатка Побережье Черного моря - Маяк - Лестница 2008

Названия выставок я выбирал по двум источникам: книге Джона Хелда младшего «International Artist Cooperation Mail Art Shows, 1970-1985» (IACMAS) и списку выставок, в которых участвовал непосредственно, с 1994 по 2004 годы. Ранее 1970 года мейл-арт-выставки не проводились.

Необходимо отметить сложность поиска достоверной информации о выставках мейл-арта, поскольку какой-либо регистр, учитывающий эти выставки отсутствует, а сама сеть действительно децентрализована и не имеет иерархии. Книга Хелда (IACMAS) является результатом его многолетнего
194

проекта, в ходе которого он, помимо описания собственного архива, собирал информацию от других художников сети. Эта книга (IACMAS) является лучшим источником информации, а Хелд считается авторитетным специалистом по этому периоду мейл-арта. Однако, учитывая открытость мейл-арт-сети, исследование Хелда ни в коем случае нельзя считать полным и исчерпывающим.

На собственный опыт я могу опираться, поскольку старался участвовать в максимальном количестве проектов и почти ничего не отбрасывал по идейным соображениям. Всего в книге Хелда дана информация о 1070 выставках, в моем списке -131 выставка. Охватываемый временной диапазон: 1970-1985 гг. и 1994-2004 соответственно.

Оттиски резиновых штампов я брал из проекта голландца Руда Янсена, показанного в L-галерее в прошлом году. В проекте приняли участие многие «отцы-основатели» мейл-арт-сети, употребляющие свои штампы с 1970-х. Этот материал как дополняет книгу Хелда и мой опыт, так и заполняет в какой-то мере образовавшуюся лакуну 1986-1993 гг. Всего я отобрал для анализа 61 лозунг. Автор проекта Руд Янсен является обладателем наиболее полного архива оттисков резиновых штампов, фигурирующих в мейл-арт-сети.

Тексты, выбираемые художником мейл-арта для названия выставки или лозунга для штампа служат разным целям. Очевидно, что текст названия выставки имеет меньшее число свобод, чем текст лозунга, поскольку рассчитан на людей, совершенно неподготовленных, и его должны согласовывать с руководством арт-институции, обычно далеком от мейл-арта и специфики некоммерческого искусства. Тем важнее увидеть общие законы в столь разнородном материале.

Резиновые штампы. Лозунги

При анализе я стремился найти какие-то внутренние закономерности в самом текстовом материале, а потом уже выстраивать схему, а не наоборот — поэтому различные рубрики получились на разных основаниях, но их получилось объединить в более крупные группы.

Лозунги довольно отчетливо делятся на две большие части: внутрисетевая (мейл-арт-сеть) проблематика и глобальная проблематика. В последней выделяется идеологический блок.

Получается, что мейл-арт большое внимание уделяет внутреннему содержанию. Заметим, что автоинтерес мейл-арта отмечает и Р. Костелянец в «Словаре авангарда» в статье «MAIL ART» а именно: «одним из результатов мейл-арт-сети стало формирование альтернативной культуры, называющей себя «Эфирная Сеть», также интенсивно интересующейся собой как это делали всегда серьезные художники» 1 .
—————————-

1 Kostelanetz Richard. Dictionary of the Avant-Gardes. Chicago Review Press, 1993, p. 140
195

I. Внутрисетевая проблематика.

Делится на два раздела: «Специфика для инсайдеров» (т. е. то, что можно понять только изнутри — небольшой по объему и влиянию раздел, что контрастирует с мнением Хелда в южнокорейском каталоге) и «Построение культурного объекта», т. е. самой мейл-арт-сети.

1. Специфика для инсайдеров.

А) События, места и персоны мейл-арт-сети.

Например: «Метасетевой Конгресс 1992»-в 1992 году прошло множество конгрессов мейл-арта в Европе и Америке, в которых приняли участие сотни мейл-артистов;
«Сделано в Тильбурге» — город, где живет голландский художник Руд Янсен, автор штампа;
«Коллаж псевдо Рэя Джонсона» — Рэй Джонсон (американский художник, один из основателей мейл-арта) часто использовал коллажи вида «псевдо-» , этот же прием употребили и по отношению к Рэю;
«Больше не надо неправильного мейл-арта от ПЛГ» — ПЛГ — псевдоним мейл-артиста.

Последний текст юмористический, поскольку декларируя свободу, понятие «правильного» или «неправильного» мейл-арта субъективно, произвольно.

Такие штампы использовались в основном для фиксации, документирования и распространения информации об определенных событиях, а также в целях саморекламы.

Б) Неологизмы.

Например: «Celebrate the New Millenium with Correspondance» — игра: «Correspondance» можно перевести как танец корреспонденции;
«TAMned to be a tourist» — Damned — проклят (быть туристом), ТАМ (Travelling Art Mail — путешествующее почтой искусство) — псевдоним голландца Руда Янсена.

Небольшой объем раздела говорит о целевой аудитории читателей этих лозунгов — в данном случае, опытных мейл-артистов. Получается, что основные читатели лозунгов — люди, далекие от мейл-арта, т. е. основная функция лозунгов — рекламная.

2. Построение культурного объекта.

В этот раздел вошли концепты в сжатой форме, определения, правила игры, призывы к неофитам и т. п. Это ключевой раздел для понимания механизма мейл-арт-сети и частично его истории.

А) Отрицательное определение объекта.

Например: «Эстетически некорректно», «Это не искусство», «Мейл-арт не имеет правил — даже это», «Непригодно для обрамления», «Это мейл-арт. Играй по своим собственным правилам», «Художественное произведение = Нет ценности», «Мейл-арт использует институции на площадках институций против институций», «Мейл-арт — это глобальная пробка на дороге культуры», «Псевдоискусство», «Мейл-арт -это не изящное искусство, это художник, который изящен. Это я».

Целью подобных текстов является своеобразная расчистка пространства — обычный прием из арсенала футуристов (можно сравнить с выкидыванием старого искусства с парохода современности у русских футуристов). Т. е. объявляется, что мы другие, у нас не искусство, а что-то другое и т. п. (Со временем, разумеется, все входит в оборот современного искусства). Важно, что
196

эти лозунги (как и приводимые ниже) принадлежат разным художникам, живущим в разных странах, что говорит как об идейной общности авторов, так и о коллективном определении тела мейл-арта (и, соответственно, отсутствии одного автора, на роль которого сейчас выдвигают Рэя Джонсона). Сам прием отрицательного определения, разрушения, вплоть до саморазрушения, говорит о близости авторов к идеям анархистов. Такая первоначальная негативная энергия была особенно полезна на первом этапе становления сети. Продолжающееся же использование этих лозунгов в настоящее время говорит о неприятии художниками современного институционально закрепленного искусства. Также можно сделать вывод, что мейл-арт так и не влился в современное культурное тело и продолжает бороться за собственное признание.

Б) Культурный объект находится в идеальном, а не реальном пространстве.

Например: «Другой мир возможен», «Я метасетевик в духовном пространстве», «Сеть эфирная (реальная) и открытая», «Мейл-арт — это страсть строить мечты», «Эфирная открытая сеть».

Концепт открытой эфирной сети, цитируемой в штампах этой рубрики, придумал французский художник Робер Филлоу, член группы «Флаксус» в конце 1960-х. Его умозрительную конструкцию воплотили в жизнь мейл-артисты. В этом другом мире нет конкуренции и денег, но есть демократия и позитивное отношение друг к другу, процветает обмен работами и идеями, коллективные проекты. В каком-то смысле здесь реализована мечта Хлебникова о республике художников и поэтов.

В) Правила работы внутри сети.

Например: «Контакт — Обмен — Документ», «Почтовый ящик-это музей», «Мейл-арт — используй повторно по собственной воле» (мейл-артисты часто повторно используют свои или чужие работы, например, в коллажах).

Важно наличие инструкций в текстах штампов. Поскольку штампы интенсивно использовались в работах, циркулирующих в мейл-арт-сети, то это давало возможность новичкам сразу учиться правилам игры как только они знакомились с этим движением — например, на выставке. С помощью этих инструкций сеть расширяла свое влияние, а также осуществляла регенерацию — в настоящее время даже самые пожилые мейл-артисты принадлежат второму поколению мейл-арт-сети, а большая часть — третьему.

Г) Привязка к историческому контексту или знаменитым личностям.

Например: «Почта Дюшана», «Флаксус Гейдельберг»

Здесь фигурируют как стилистические предтечи мейл-арта (Дада, Дюшан), так и его ровесники (группа «Флаксус»).

Д) Арт-техники, рожденные внутри мейл-арт-сети.

Например: «Непосредственно из резиновой страны», «Общество резинового моста», «Почтовая корова, принадлежащая всем» (Туша коровы, где каждой части приписан художник — своеобразная карта мейл-арта).

Затронутые темы касаются, в основном, миров альтернативных марок и искусства резиновых штампов.
197

Е) Призывы заниматься мейл-артом (для неофитов).

Например: «Вступай в партию мейл-арта сегодня!», «Посылай почтой для удовольствия».

Мейл-арт-сеть не просто открыта, но и активно вербует новых сторонников. Штампы этой рубрики также служат делу долголетия сети.

П. Глобальное.

В этом разделе можно выделить две части: «Идеология» и «Другое».

1. Идеология.


A) Пацифизм.

Например: «Остановите войну», «Нет оружию в космосе», «Защитим мир во всем мире», «Вообразите мир».

Эта тема является одной из важнейших идей в мейл-арт-сети. Будь то воина на Фолклендских островах или в Ираке, мейл-артисты всегда выступали за скорейшее прекращение военных действий, даже если воевало правительство страны художника. В этом смысле можно говорить даже об антипатриотизме мейл-артистов.

Б) Защита животных.

Например: «Освободите собак по всей галактике», «Свиная почта. Спаси наш бекон».

B) Идеи, связанные с пищей (вегетарианство и т. п.):

Например: «Сахар — это наркотик», «Приходи к вегетарианству».

Г) Равенство, равные возможности у художников.

Например: «Каждый мейл-артист — это звезда», «Каждый — звезда в мейл-арт-зоо-парке», «Искусство жизни / звезды искусства».

Мейл-артисты строили сеть без иерархии — систему, где у всех художников были бы действительно равные возможности, всех бы одинаково уважали, независимо от качества работ (критерии оценки которого в современном искусстве часто конъюнктурны). Как известно, при проведении мейл-арт-выставок строго действует правило отсутствия жюри и отбора работ — выставки действительно открыты всем художникам. Единственное, что ценят в мейл-арт-сети — это активность. Не существует более или менее важного или знаменитого мейл-артиста, но существуют более или менее активные. Под активностью понимается не только участие в проектах других художников, но прежде всего ведение собственных проектов и соответствие их правилам мейл-арта: демократичность, отсутствие жюри и отбора, высылка участникам обещанной документации. Важен и статус проекта: место выставки, город, реклама, качество каталога и т. п. Мейл-артисты ценят хорошие (по стандартам обычного искусства) проекты, что говорит об их отношению к мейл-арту как к обычному современному искусству, и это контрастирует с идеями альтернативности/оппозиции последнему.

Д) Призыв к социальной активности.

Например: «Твое игнорирование — это их сила», «Искусство пропаганды».
Здесь мы вплотную подходим к социально-политической составляющей мейл-арта. Из наличия этой рубрики можно сделать вывод, что мейл-арт имеет социальную позицию. Более четкую картину мы увидим при анализе названий выставок, где материала на порядок больше.


А) Юмор, включая черный.

Например:
«Общество мертвых мейл-артистов»
«Богат и знаменит»
«100% мейл-арт-удовлетворение гарантировано»
«Разрежь или умри!» (имеется в виду техника коллажа)
«Выбирай: стать сумасшедшим или стать художником»

Юмор специфический, касающийся, в основном, ситуации в современном коммерческом искусстве: слава приходит только после смерти; благосостояние современных художников оставляет желать лучшего; аллюзии на рекламные лозунги и т. п.

Например: «Безопасное резиновое искусство»
Эта тема в мейл-арте существует в мягкой форме: скорее эротика, чем порнография. Жесткие порнографические проекты, как и связанные с любыми формами насилия, не поощряются.

Перечисленный круг идей характерен для либерального западного сознания — они являются скорее умеренными, чем радикальными.

Названия выставок

При анализе названий выставок в книге Хелда изложенная структура сохранилась (за вычетом специфики названий выставок, невозможных на лозунгах резиновых штампов) и обогатилась новыми рубриками за счет большего объема материала. Мой список выставок также уложился в эту расширенную структуру. Это позволяет говорить, что найденная тематическая структура мейл-арта во времени может только расширяться, а также является устойчивой к смене формы материала. Т. е. найденная структура по меньшей мере приблизительно описывает реальную практическую тематику мейл-арт-сети, как минимум основной костяк. О строгом описании говорить нельзя, поскольку анализируемый материал не удовлетворяет критериям полноты.
199

Мейл-арт с конца 1970-х годов развивается как международное демократическое движение — поэтому среди названий выставок популярны общечеловеческие бытовые темы: «Руки», «Будущее прекрасно», «Давайте пройдемся по магазинам» и т.п. Эти темы присутствуют в 276 (25.8%) на выставках 1970-1985 (я буду обозначать как «1985») и 56 (42.7%) 1994-2004 гг (буду обозначать как «2004»). Эти темы являются выставочной спецификой (штампы с подобными названиями в мейл-арте невозможны), поэтому они, в общем-то, никак не влияют на общую тематическую картину.

Результаты сведены в таблицу. Я бы хотел прокомментировать некоторые уже обозначенные рубрики и рассказать о новых рубриках.

Внутрисетевая проблематика.

— События, места и персоны мейл-арт-сети

Возможно, различие объясняется увеличением внимания к возможностям саморекламы в сети со стороны мейл-артистов. Это можно частично объяснить и ростом влияния мейл-арта в последние годы, и постепенным признанием со стороны арт-институций.

Например: «Корреспонденция, выставка писем Рэя Джонсона», «Мяч Рэя Джонсона», «Посылаемый почтой проект Риосуке Коэна».

— Отрицательное определение объекта

Например: «Не было шоу как это шоу», «Пустое шоу», «Искусство — это тюрьма», «Пир дураков», «Альтернативная культура», «Разрушь мейл-арт», «Японское неидентифицируемое искусство», «Проект корзина для бумаг», «Высылай мне твой личный мусор», «Нет темы, кроме твоей собственной»
1985: 3% 2004: 0%

Важно, что, казалось бы, отрицательные определения сложно применить в названиях выставок, однако произошло даже это. Применение таких названий служило мощным приемом привлечения внимания и вербовки новых сторонников к мейл-арту как направлению искусства. Здесь мейл-арт продолжает традицию экспансии искусства в другие пространства, захватывая даже абсолютную пустоту.

— Банальные названия выставок (новая большая рубрика, специфичная для названий выставок и также не влияющая на общую картину. Штампы с банальными названиями выставок не практикуются — официоз художники не любят)

Например: «Мейл Эльб Арт», «Мейл-арт выставка в Большом Манеже», «Мейл-арт», «Искусство почтой», «Почтовая выставка», «Выставка современного нового искусства», «Международная смешанная выставка»
1985: 22.8% 2004: 13%

— Арт-техники, рожденные внутри мейл-арта
К ним относятся: альтернативные марки и штампы, деньги художников, резюме, цепочечные письма (письма, которые по почте продолжает каждый художник и пересылает другому), бизнес-карты художников, билеты художников. Некоторые из этих техник как марки или штампы стали сейчас самостоятельными жанрами современного искусства.
1985: 4.6% 2004: 4.6%
200

— Арт-техники и жанры, а также технологии, рожденные вне мейл-арт-сети.
К ним относятся: визуальная поэзия, пейзаж, фото, факс, открытки, компьютерная графика, конверты, журналы художника, бук-арт, видео, стрит-арт, филателия, ксерокс, газеты, аудиокассеты, письма, керамика, календари, граффити, кино, портреты, футболки, телеграф, телевидение, коллаж, фроттаж.
Например: «Мейл-арт, штампы, бук-арт, граффити шоу», «Шоу открыток», «Искусство и компьютеры», «Первое Нью-Йоркское шоу открыток», «Открытки художников»
1985: 11.1% 2004: 4.6%

Этот перечень перечисляет арт-направления и техники, с которыми мейл-арт пересекается в той или иной степени. Наиболее тесно мейл-арт переплетается с визуальной поэзией и бук-артом. Открытки, письма, конверты интенсивно используются в мейл-арте, но в контексте искусства они выступали и задолго до появления этого вида творчества, а также выступают параллельно с мейл-артом. Например, далеко не каждая открытка художника (даже присланная по почте) является мейл-артом. Важна идейная вовлеченность, поддержка правил, активность художника в других проектах сети. Это тонкий нюанс, но чрезвычайно важный, особенно в России.

— Правила и концепты работы внутри сети
Например: «Контакт-Действие», «Коммуникация/Симуляция», «Странная международная почтовая система», «Действие/реакция почтовое искусство», «Циркулирующее», «Встреча искусства корреспонденции», «Коллаборационное», «Пожалуйста, пришли почтой», «Пожалуйста, проштампуй для меня», «Администрирование», «Искусство как ритуал», «Оригинальная с только рукодельными работами мейл-арт-выставка», «Почтовая цель / шоу мейл-арта», «Верни отправителю», «Акт ответа», «Заполни и верни», «Почтовая мировая художественная семья», «Сеть», «Лига визуального ответа», «Провзаимодействуй здесь и отправь обратно», «Вы можете выслать даже как это»
1985: 4.6% 2004: 3.1%

Подобная тематика имела мощный образовательный эффект, т. е. это еще одно средство продления жизни сети мейл-арта. Правила относятся как к последовательности действий художника (необходимость рассылки приглашений и документации), так и к особенностям популярных техник: штампы, марки, коллажи, коллективное творчество и т. п.

— Привязка к знаменитым личностям и арт-движениям Среди имен и названий фигурируют:
Деятели и движения авангарда: Хлебников, Мохой-Надь, итальянские футуристы, американские абстрактные экспрессионисты, Дада, авангард, Рембо, Уильям Блейк.
Знаменитые научные и культурные деятели, а также политики: Кеплер, Кант, Франклин, Мэрилин Монро, Оруэлл, Уолт Дисней, Джеймс Дин, Нэнси Рейган, Вольтер, Леонардо да Винчи.
Например: «Da 2 = !», «Открытки Канадада», «Посвященная Бенджамину Франклину выставка почтового искусства», «Частый мейл-арт (посвящение Марселю Дюшану)».

Наиболее частотно движение Дада, последователем которого мейл-арт себя считает. Довольно большая частота у слова «Авангард». Персоналиям посвящены единичные проекты.
1985: 2.7% 2004: 8.3%
201

— Международный характер сети, большие расстояния (новая рубрика). Возникла с приобретением мейл-арт-сетью статуса демократического международного движения в конце 1970-х.
Например: «Дальняя коммуникация», «Хорошие советы на большие расстояния», «Мировая карта мейл-арта», «Атлас мирового искусства»
1985: 1.3% 2004 0%

Мейл-арт-сеть (точнее, Нью-йоркская школа танца корреспонденции Рэя Джонсона) изначально была международной, но основные акции и встречи в 1950-60-е, а также большая часть корреспондентов в это время были в США.

— Художественная активность, оригинальность (новая рубрика)
Например: «Искусство — свобода мысли», «Первое шоу творческой маргинальной филателии», «Первое невозможное мейл-арт-шоу», «Область художественной активности».
1985: 1.6% 2004 0.8%

Мейл-арт изобрел несколько новых арт-трендов: в первую очередь, альтернативные марки и штампы. Также родом из мейл-арта такие популярные в 1980-х движения, как неоизм и арт-страйк. Последнее изобретение мейл-арта — это художественные карточки для обмена — аналог денежных пластиковых карточек. Такими разрисованными объектами в настоящее время модно обмениваться в сети. Многие художники рассматривают сеть прежде всего как инструмент обмена идеями.

— Маргинальность (гаражные выставки и т. п.) (новая рубрика)

1985: 0.9% 2004: 0.8%
Например: «ИнтерДада 84 Гаражное Мейл-арт Шоу», «Первая международная гаражная выставка», «Чердачное международное мейл-арт-шоу»
Появление этой рубрики говорит о доведении до логического конца идеи неискусства: поскольку это не искусство, то и выставляться оно должно не в тех местах, где выставляется обычное искусство. Можно рассматривать это и как продолжение идей Дада и русских футуристов о перемешивании искусства и жизни.

— Дешевое искусство, деньги (новая рубрика)
Например: «Это только деньги», «Мечты десятицентового магазина», «Я делаю это для денежного мейл-арт-шоу»

Мейл-арт задумывался как некоммерческая система. Споры насчет взаимодействия мейл-арта с деньгами не утихли до сих пор. Очевидно, что для крупного проекта необходимо финансирование. Обычно спонсорами являются государственные институции или меценаты. Принцип запрета продаж работ на выставках и отсутствия сборов за участие в выставках с художников соблюдается довольно строго.
1985:0.5% 2004 0%
202

— Темы, характерные для новых направлений искусства (новая рубрика). Отражает связь мейл-арта с концептуализмом, актуальным искусством и т. п.
Например: «Документ», «Прибыло сегодня», «Художественная документация 77», «Коммуникация как искусство», «03 23 03», «Искусство — артефакт», «Идентичный набор», «Отчет художника»
1985:6.4% 2004: 1.5%

Глобальное. Идеология.

Новые рубрики.
Появившиеся здесь рубрики связаны, в основном, с демократизацией мейл-арта в конце 1970-х. Они уже не отражают так четко либеральное сознание как в случае штампов. Налицо тенденция к радикализации мейл-арта в сторону проблем пола или социально-политических проблем вплоть до социалистических идей. Также отчетливо видна позиция «зеленых»: экология, защита животных. Заметим, что идеология касается не абстрактного среднего мейл-артиста. Уместнее говорить о флангах, причем если фланг центристов-либералов был обнаружен уже при анализе штампов, то здесь появляется сильный левый фланг (в основном, за счет активности латиноамериканских художников). Получается, что идеологически мейл-арт является либеральным движением с небольшим креном влево.

— Экология
Например: «Земля-Терра», «Природа — это жизнь. Сохрани ее», «Природа — геометрия — эзотерика» 1985: 1.1% 2004: 1.5%

— Демократия, гуманизм
Например: «Мировой симпозиум гуманизма», «Для людей», «Художник на службе общества»
1985: 1% 2004: 0%

— Феминизм
Например: «Постеры, открытки, книги, сделанные женщинами», «Красная горячая женской электрической энергии мейл-арт-выставка», «Шоу почтового искусства с женскими работами»
1985: 1.2% 2004:0%

— Гей-культура, маскулизм
Например: «Голубое шоу Робина Кроциера», «Гомосексуализм», «Мужская почта»

— Социализм, революция
Например: «Коллективная поэма: Революция», «Капитализм — это зло» 1985: 0.7% 2004: 0.8%

— Солидарность, свобода
Например: «Свободу в обучении искусству!», «Международный фестиваль солидарности с людьми в Центральной Америке и Карибском бассейне», «Свобода».

1985: 0.3%, 2004: 0.8%
203

Глобальное. Другое.

— Юмор, сатира
Например: «Надеюсь не просто еще одно международное мейл-арт-шоу», «Политическая сатира: Постскриптум», «Мертвый замороженный визуальный дисплей мейл-арт-шоу»

Новые рубрики
— Музыка (в основном, выставки в рамках музыкальных фестивалей) Например: «Мунастерок» (Лунный рок), «Национальный женский музыкальный
фестиваль мейл-арт-выставка»

1985: 0.4% 2004: 0.8%

-Дети
Например: «Остановите насилие к детям!», «Детский мейл-арт»
1985: 0.2% 2004: 0.8%

— Магия, НЛО и т.п.
Например: «Таро мейл-артиста», «Магический огонь», «Мистическое почтовое видение искусства»
1985: 0.4% 2004: 2.3%

— Спорт (эта рубрика образовалась вследствие проведения мейл-арт-проектов во время олимпийских игр 1984 гг, поскольку у мейл-арта много общего с олимпийскими принципами: необязательность профессиональной подготовки, атмосфера энтузиазма)
Например: «Олимпийские игры», «Олимпийские игры, даты Оруэлла и музыка», «Олимпийские кресла»

Таким образом, удалось установить, что мейл-арт имеет тематическую и идеологическую структуру. Эта структура выявляется как в названиях выставок за различные периоды существования сети, так и в лозунгах штампов. Выявлено примерное процентное соотношение выставок в рубриках. Выяснилось также, что у мейл-арт-сети коллективный автор, а не единый, что она обладает определенной гибкостью, а также, что достаточно сложные правила игры объясняются публике, в том числе и через названия выставок. Выявленные особенности являются объяснением столь длительного существования мейл-арт-сети, наряду с демократичностью, децентрализацией и отсутствием иерархической структуры. Идеологически и политически мейл-арт-сеть либеральна с небольшим уклоном влево.

Содержание | Авторам | Наши авторы | Публикации | Библиотека | Ссылки | Галерея | Контакты | Музыка | Форум | Хостинг

Что такое мэйл-арт?

Мэйл-арт существует столько же лет, сколько существует потребность людей общаться на расстоянии. Задолго до возникновения почтовой системы, в древнем Риме императрица Клеопатра, закутавшись в покрывало, приказала доставить себя в качестве необычной посылки Юлию Цезарю. Этот эпизод из жизни можно считать первым зафиксированным примером мэйл-арта.)) )

С улучшением работы почтовой системы в 19 веке к мэйл-арту невольно приходили множество известных художников и поэтов.
Вот несколько примеров:
Малларме, Аполлинер, Эрик Сати
исполняли заказы почтовой службы на разработку открыток. На них они помещали свои графические изображения и коллажи. Здесь особенно интересно появление коллажей, играющих важную роль в современном мэйл-арте.

Винсент Ван Гог
переписывался со своим братом Тео. Помимо текстовых сообщений о новых художественных веяниях, они продуктивно обменивались и эскизами картин.

Эгон Шиле
в 1912 году отправил разрисованный конверт своим друзьям из Вены. Это был один из первых случаев использования почтовых конвертов в художественных целях.

Как это ни покажется странным, ничего более интересного, чем пересылать друг другу художественные работы в конвертах, не делали. Так, Макс Эрнст рисовал свои письма Тристану Тцара, впрочем, как и Пикассо. Но они подарили мэйл-арту мощнейшую идею антиискусства, дали возможность артистам не замыкаться в душном музейно-галерейном пространстве. Дадаисты дали также мэйл-арту идею игры, продемонстрировали принципиальную безосновательность, необъяснимость, беспричинность творчества.
«Что такое дада — вопрос недадаистский. Дада нельзя понять, его нужно пережить», — это главный теоретик дадаизма Тристан Тцара. «Хорошо, что ты не можешь и, вероятно, не должен понимать дада», — это поэт Рихард Хюльзенбек. «То, что мы называем дада, — это игра шута с безделицей, в которую впутаны все более высокие вопросы», — другой поэт-дадаист, Хуго Балль.

Рэй Джонсон (1927-1995) наиболее известная фигура в мэйл-арте.
http://ec-dejavu.ru/m-2/mailart-2.html
О себе он говорил: «Я самый знаменитый неизвестный артист». Именно его сеть корреспондентов послужила прообразом современной мэйл-арт сети. За это мэйл- артисты еще при жизни чрезвычайно ценили Джонсона и называли его отцом мэйл-арта.
Будучи студентом Джонсон использовал письма, полученные от своих друзей, в качестве элементов коллажей. В 1955 году он впервые разрезал часть своих картин на кусочки, способные помещаться в конверт, и послал их своим друзьям. Правда, сам Джонсон ведет начало мэйл-арта с 1943 г. , когда он, будучи мальчишкой, переписывался со своим другом.

С середины 1950-х гг. Джонсон занимается «мотикос»- коллажами с элементами каллиграфии и живописи. Как материал использовались повседневные газеты и журналы (что соответствовала духу поп-арта) и письма различных людей, которые Рэй специально для «мотикос» просил прислать. Часть получившихся «мотикос» «отец» мэйл-арта высылал в обмен своим корреспондентам.

Остальные ответы

вид современного изобразительного искусства, применяющий почтовые марки и другие почтовые материалы как изобразительные средства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *